Калининград
В России вырос спрос на гаражи и машиноместа
В России нестабильный курс рубля и снижение ставок по вкладам повлияло не только на рынок жилья. Россияне ищут другие объекты для бюджетных вложений средств: за год на 18% увеличился спрос на гаражи и на 40% — на машиноместа. В Калининграде интерес к таким объектам увеличился на 10% и 95% соответственно.
Приобретение гаража в собственность традиционно является крайне важным вопросом для россиян. Безусловно, большинство жителей страны рассматривают покупку гаража, в первую очередь, для личного транспорта — и с этой точки зрения постоянно развивающийся автомобильный рынок стимулирует повышение спроса на данный сегмент недвижимости.
Однако, наличие гаражной постройки в собственности может быть целесообразным не только для автолюбителей — многие используют ее в качестве подсобного помещения: для хранения вещей, домашних заготовок или дачного урожая (если в гараже имеется погреб). А наиболее предприимчивые видят здесь возможность для инвестиций и заработка: например, в случае последующей сдачи в аренду или обустройства в гараже мастерской или небольшого ремонтного сервиса. В условиях второй волны пандемии, экономической неопределенности и плавающего курса национальной валюты приобретение гаража с целью обезопасить свои финансовые сбережения путем их выгодного вложения стало еще более актуальным. Привлекательность данного варианта заключается, прежде всего, в его бюджетности.
Цены на рынке жилой недвижимости уже не первый месяц демонстрируют рост, особенно в более доступном сегменте однокомнатных, двухкомнатных квартир и студий, в то время как стоимость гаражей по России осталась на прошлогоднем уровне. В результате, если средняя цена однокомнатной квартиры или студии на вторичном рынке в России в октябре 2020 года составила более 2 млн рублей, то гараж в среднем по стране стоит 250 тыс. рублей, прокомментировали в Калининграде сегодня, 20 ноября 2020 года, собкору Вестника СЗФО в сервисе «Авито Недвижимость», проведшем исследование.
Еще одной причиной оживления в данной категории стали новости о «гаражной амнистии». По данным Росреестра, сейчас из-за отсутствия правоустанавливающих документов около 4,5 млн собственников не могут оформить объекты, а также совершать с ними сделки купли-продажи. О «гаражной амнистии» объявили в начале года, а в сентябре в докладе Президенту Росреестр пообещал принять соответствующий законопроект до конца года, что дополнительно простимулировало рынок. Новым законопроектом устанавливается перечень документов, подтверждающих владение объектом гаражного назначения.
В результате в целом по стране спрос на гаражи в октябре вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Многие варианты уже распроданы: предложение снизилось на 15%, и в среднем на одно объявление приходится три потенциальных покупателя.
Во многих областных центрах темпы роста спроса превысили общероссийские показатели. При этом существенную положительную динамику продемонстрировали города с холодным климатом, где гараж значительно повышает качество жизни и экономит время автовладельца — без укрытия зимой машину зачастую приходится долгое время прогревать или вовсе откапывать из плотных сугробов. В частности, в Новосибирске рост составил 46%, в Красноярске — 39%, в Тюмени — 32%. При этом наибольший дефицит гаражей в соотношении со спросом наблюдается в Санкт-Петербурге и Сочи — там на одно объявление приходится в среднем 6 заинтересованных покупателей.
А вот в Москве, несмотря на самую большую численность населения и развитый автомобильный рынок, на одно объявление в среднем приходится три покупателя. В столице рост рынка сдерживает и активный снос гаражных кооперативов с освобождением участков земли под строительство других объектов городской среды. Одновременно с этим в Москве зафиксированы одни из самых высоких цен на гаражи, которые в среднем составляют 600 тыс. рублей, тогда как размер компенсации от города при принудительном сносе строений значительно ниже.
Самые дорогостоящие гаражи предлагаются для покупки в Сочи — в этом регионе их средняя стоимость в октябре 2020 года составила 1,9 млн рублей. Такие цены обусловлены, в том числе, местной спецификой рынка недвижимости. В Сочи нашел распространение формат так называемых «жилых гаражей» — бюджетных апартаментов, расположенных недалеко от моря и обустроенных в гаражных помещениях. Более высокая стоимость таких помещений влияет на средние показатели в категории. В Калининграде средняя цена гаражей равна 270 тыс. рублей, за год спрос на них увеличился на 10%.
Таблица 1. Рынок купли-продажи гаражей и его динамика, октябрь 2020
Регион |
Изменение спроса за год (октябрь 2020 к октябрю 2019) |
Превышение спроса над предложением |
Средняя цена, руб. |
Изменение цены за год (октябрь 2020 к октябрю 2019) |
Вся Россия |
18% |
в 3 раза |
250 000 |
0% |
Волгоград |
14% |
в 4 раза |
190 000 |
15% |
Воронеж |
36% |
в 2 раза |
260 000 |
0% |
Екатеринбург |
28% |
в 3 раза |
400 000 |
0% |
Иркутск |
20% |
в 3 раза |
350 000 |
9% |
Казань |
12% |
в 3 раза |
300 000 |
7% |
Калининград |
10% |
в 4 раза |
270 000 |
13% |
Краснодар |
18% |
в 2 раза |
450 000 |
13% |
Красноярск |
39% |
в 4 раза |
400 000 |
0% |
Москва |
-12% |
в 3 раза |
600 000 |
20% |
Нижний Новгород |
6% |
в 5 раз |
300 000 |
13% |
Новосибирск |
46% |
в 4 раза |
300 000 |
7% |
Омск |
37% |
в 3 раза |
200 000 |
11% |
Пермь |
2% |
в 3 раза |
240 000 |
9% |
Ростов-на-Дону |
32% |
в 4 раза |
450 000 |
2% |
Самара |
11% |
в 3 раза |
300 000 |
0% |
Санкт-Петербург |
14% |
в 6 раз |
250 000 |
14% |
Саратов |
14% |
в 4 раза |
200 000 |
11% |
Севастополь |
12% |
в 2 раза |
450 000 |
13% |
Сочи |
26% |
в 6 раз |
1 900 000 |
19% |
Томск |
8% |
в 2 раза |
370 000 |
6% |
Тюмень |
32% |
в 3 раза |
300 000 |
5% |
Ульяновск |
25% |
в 3 раза |
240 000 |
9% |
Уфа |
18% |
в 4 раза |
320 000 |
0% |
Челябинск |
30% |
в 4 раза |
160 000 |
0% |
Несколько менее привычные для российских автовладельцев машиноместа стоят дороже (в среднем 600 тыс. рублей по России) и вызывают меньший интерес — на одно объявление в среднем по стране приходится один покупатель. Однако этот сегмент рынка недвижимости также развивается: по сравнению с октябрем 2019 года спрос на покупку машиномест повысился на 40%. В отдельных городах — Севастополе, Челябинске — за год он увеличился более чем в 2,5 раза, а в Калининграде — на 95%.
Цены на машиноместа выросли на 3% в масштабах всей страны. Во многих крупных городах изменение стоимости за период было более ощутимым, в частности, в Ростове-на-Дону машиноместа стали дороже на 31%, а в Самаре — на 19%. Однако подорожание отмечается не везде: в некоторых областных центрах машиноместа, напротив, подешевели. В Калининграде машиноместа за год не изменились в цене — их стоимость составляет 500 тыс. рублей.
«На сегодняшний день машиноместа представляют собой менее востребованный вид недвижимости по сравнению с более привычными российскому рынку гаражами. По сути они лишь относительно недавно стали полноценными объектами недвижимости: с 1 января 2017 вступил в силу федеральный закон 315-ФЗ от 03.07.2016, согласно которому машиноместа — части зданий, сооружений — являются самостоятельными объектами права, что позволяет оформлять их в собственность и совершать сделки с их участием. Это дало мощный толчок к развитию данного рыночного сегмента, что сказывается на спросе. Однако законодательство о паркингах до сих пор имеет множество пробелов, в частности на данный момент не существует законодательных актов, которые делали бы процедуру регистрации машиномест однозначной и унифицированной.
При этом гаражи, обладающие определенным юридическим статусом, зачастую принадлежат к более бюджетной недвижимости эконом-класса, что делает их более привлекательными для потенциальных покупателей. В таком чувствительном для дополнительных трат сегменте высокая стоимость кадастровой оценки машиномест и не менее высокие налоги на их содержание являются серьезными аргументами не в пользу приобретения подобных объектов. Так, по данным за октябрь этого года предложение машиномест на российском рынке примерно в 8,5 раз меньше, чем количество гаражей в продаже», — прокомментировал эксперт Дмитрий Алексеев.
Таблица 2. Рынок купли-продажи машиномест и его динамика, октябрь 2020
Регион |
Изменение спроса за год (октябрь 2020 к октябрю 2019) |
Средняя цена, руб. |
Изменение цены за год (октябрь 2020 к октябрю 2019) |
Вся Россия |
40% |
600 000 |
3% |
Волгоград |
-32% |
550 000 |
10% |
Воронеж |
75% |
555 000 |
12% |
Екатеринбург |
85% |
415 000 |
4% |
Иркутск |
10% |
750 000 |
0% |
Казань |
58% |
450 000 |
0% |
Калининград |
95% |
500 000 |
0% |
Краснодар |
23% |
450 000 |
13% |
Красноярск |
57% |
700 000 |
-1% |
Москва |
33% |
900 000 |
13% |
Нижний Новгород |
59% |
680 000 |
-1% |
Новосибирск |
54% |
500 000 |
6% |
Омск |
90% |
225 000 |
-10% |
Пермь |
-13% |
445 000 |
-1% |
Ростов-на-Дону |
71% |
850 000 |
31% |
Самара |
14% |
595 000 |
19% |
Санкт-Петербург |
63% |
600 000 |
0% |
Саратов |
124% |
550 000 |
-20% |
Севастополь |
169% |
800 000 |
14% |
Сочи |
146% |
850 000 |
-15% |
Томск |
0% |
550 000 |
-10% |
Тюмень |
56% |
450 000 |
13% |
Ульяновск |
-33% |
270 000 |
-16% |
Уфа |
37% |
550 000 |
-3% |
Челябинск |
163% |
480 000 |
-6% |