Власть
Председатель экономического комитета облдумы в Калининграде: "Приоритет в соцподдержке — за наиболее нуждающимися слоями населения"
В Калининграде председатель комитета областной думы по экономической политике Александр Кузнецов рассказал информационному агентству Rainbow о планах в новом году.
— Господин Кузнецов, повлияла ли сложная экономическая ситуация, в которой сейчас приходится жить России, на первоочередные планы комитета?
— Безусловно. Известные внешние обстоятельства негативного свойства нарушили размеренный процесс планирования работы комитета. Когда мы почти четыре года назад собрались в этом составе, первым делом глубоко проанализировали базовые программные нормативно-правовые документы, определяющие векторы предстоящей работы. Затем пришлось кое-что поправить. В частности, подкорректировали стратегию и программу развития региона, прогнозы на среднесрочную перспективу. Одновременно мы сконцентрировались на подготовке таких нормативных актов, потенциально способных оказать значительное влияние на положение дел в экономике края, как областные законы о промышленной политике и государственно-частном партнерстве.
После того, как эта весьма напряженная работа была завершена, предполагалось, что далее все пойдет по накатанному. Но жизнь преподнесла сюрприз…
Федеральные прогнозы в экономической сфере, на основании которых была выстроена региональная стратегия, не сбылись. Более того, внятных рекомендаций относительно безотлагательных мер по предотвращению ухудшения ситуации Москва предложить пока не спешит. Это обстоятельство в немалой степени влияет не только на планы работы комитета, но даже на ее режим и стиль.
Есть необходимость в оперативно-ручном режиме начать регулировать процессы, происходящие сегодня в экономике области. Полагаю, этого бы не произошло, появись в свое время несколько вариантов прогнозов социально-экономического развития. Но качественной альтернативы тому, что предложило региональное министерство экономики, нет. Да ей, собственно, и появиться неоткуда, поскольку в области все еще отсутствует центр стратегического планирования и прогнозирования. Надеюсь, этот важнейший ресурс нам удаться создать до конца работы Думы пятого созыва.
Решив уделить особое внимание делу совершенствования инструментов и механизмов стратегического планирования, мы приступаем к разработке соответствующего областного закона. С учетом того, что федеральный центр недавно однозначно высказался за применение современных методов стратегического планирования, полагаю, эта наша законодательная инициатива имеет значительные шансы на успех – скорей всего, документ будет принят до завершения этой весенней сессии. При этом «прицепом», конечно же, должны идти нормативные требования к работе над прогнозами экономического развития, включая научную обоснованность, оценку регулирующего воздействия и многовариантность.
Хочу подчеркнуть: мы последовательны в реализации своего понимания предназначения органов власти. Главное здесь – повышение качества жизни населения вне зависимости от каких-либо обстоятельств внешнего или внутреннего характера.
Сейчас в противовес нашим усилиям по повышению качества жизни калининградцев действует фактор сокращения инвестиций в регион. А потому еще одним ключевым направлением нашей деятельности становится работа по созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности нашей области. В их числе – работа по преодолению административных барьеров и кадрового голода, созданию территорий опережающего развития, нормативно-правовое обеспечение, проблематика кластерного производства, вопросы адекватности бюджетной и налоговой политики.
Резюмируя, могу сказать: мы намерены активно трудиться над укреплением нормативно-правовой базы, направленной на поддержку инвестиций, участвовать в выработке управленческих решений и в рамках депутатских полномочий заниматься контролем за реализацией принятых документов и таких проектов, имеющих большое значение для региона, как, к примеру, строительство театра эстрады, создание янтарной отрасли или обеспечение энергетической безопасности.
— Видится ли по-прежнему среди главных инструментов повышения уровня инвестиционной привлекательности региона корпорация развития Калининградской области?
— Да. Сейчас идет процесс формирования инструментов, которые позволят дробиться успехов в деле повышения инвестиционной привлекательности. Существенную роль здесь предстоит сыграть корпорации развития, действующей в тесной связке с региональным минэком и нашим комитетом.
Дума создала совместную рабочую группу, в которую вошли представители вышеупомянутых структур. Первоочередная задача – создать проекты областных законов о территориях опережающего развития и государственно-частном партнерстве.
Если точнее, то нужны полноценные законодательные акты по поддержке инвесторов, идущие в пакете со всеми необходимыми подзаконными нормативными документами.
В противном случае повторится история с региональным законом о продержке инвестиций в основной капитал. Он в целом добротный, но, увы, мертвый. Причина – отсутствие необходимых постановлений, инструкций и других регламентирующих документов, позволяющих применить положения закона на практике. Без этой конкретики все наши заверения о том, что в янтарном крае инвесторов встретят с распростертыми объятиями, остаются лишь красивыми словами.
Возвращаясь к теме использования корпорации развития, хочу подчеркнуть: она должна прежде всего стать инструментом содействия инвестиционному развитию региона. Иначе этот проект нужно закрывать.
Минувшим летом комитет проанализировал работу корпорации. В результате был сделан вывод о том, что менеджмент этой структуры не позволяет ее использовать с необходимой отдачей.
После того, как недавно сменилось руководство корпорации, мы получили требуемые предложения по организации работы, учитывающие наше видение предназначения этого учреждения. Теперь стоит задача – совместными усилиями данную работу наладить.
Одно из ключевых направлений деятельности корпорации – помогать областному правительству продвигать на федеральном уровне различного рода проекты, предусматривающие участие государственного бюджета. Чтобы регион мог реально претендовать на вхождение в госпрограммы, нужно предварительно провести ряд подготовительных мероприятий. Это большая ежедневная и весьма ответственная работа, которой правительство по разным причинам не может заниматься напосредственно.
Кроме того, корпорации предстоит стать своего рода оператором, объединяющим в одно целое региональные ресурсы и возможности того или иного инвестора.
— Не уменьшит ли инвестиционную привлекательность региона так называемый мусорный рейтинг, который может быть присвоен России?
— При адекватной экономической политике центра – однозначно нет. Для нашего региона решающую роль в этом вопросе играют другие факторы. Например, не пропадет, полагаю, желание насыщать наш рынок продукцией массового спроса. Наоборот, нынешняя дешевизна рубля – обстоятельство, способствующее росту инвестиционной привлекательности области, поскольку стало реально выгодно не импортировать сюда подорожавшие товары, а создавать здесь соотвпествующие производства.
Трудности, которые испытывает наша область, не регионального, а федерального происхождения. В стране создалась парадоксальная ситуация: фундаментальные экономические факторы работают на повышение инвестиционной привлекательности, а конкретные административные и управленческие решения – против. В частности, из экономики продолжают изыматься деньги под лозунгом борьбы с инфляцией. Как сделать так, чтобы и средства в экономику шли, и инфляция уменьшалась? Те, кто сейчас принимают решения, похоже, не знают ответа на этот вопрос. Следовательно, им необходимо уступить свои должности более компетентным специалистам.
Мы же, со своей стороны, постараемся выявить и докрутить все ранее недотянутые нормативно-правовые «гайки», чтобы местное инвестиционное законодательство обрело стройность, логичность и готовность к практическому применению.
Конечно, нам, региональной власти, доступны не все рычаги управления. Поэтому придется искать своеобразные подходы к решению проблемных вопросов. С этой целью комитет сейчас проводит консультации с профильными областными министерствами и муниципалитетами.
Убежден: несмотря на международные антирейтинги, за рубежом все равно найдутся инвесторы, которые захотят разместить у нас свой капитал или открыть производство. Понятно, что весь мир к нам не завлечь. Но контактировать с отдельными производителями, убеждая их в том, что они смогут работать в янтарном крае с меньшими, чем где-либо еще, издержками и большим экономическим эффектом, необходимо. В том числе и нам – депутатам комитета по экономической политике.
— Не намерен ли комитет провести ревизию инициированных и поддержанных им законов с учетом изменившихся реалий дня?
— Постоянный мониторинг законодательства – очень важное направление нашей деятельности. Сегодня нужно в приоритетном порядке провести ревизию нормативных актов, связанных с социальным обеспечением жителей области. Мое мнение – следует проиндексировать затраты на социальную поддержку, применяя, конечно же, адресный подход. Иными словами, приоритет здесь должен быть отдан наиболее нуждающимся слоям населения.