Петербург
Футуристические кварталы Петербурга: намывные территории обладают огромным потенциалом
Намывные территории с новыми жилыми, деловыми и культурными центрами — это не просто очередная интересная локация. Они помогают разгрузить исторический центр Санкт-Петербурга, принимают на себя часть туристической нагрузки и способствуют гармоничному развитию города.
Со дня своего основания и по сей день Санкт-Петербург стремится к освоению пригодных для строительства территорий. Когда же это не представляется возможным, инженеры и рабочие подчиняют природный ландшафт и уникальный рельеф окружающей области. Так были выпрямлены и укреплены гранитом многочисленные русла рек и каналов, а на месте болот появились новые парки, общественные пространства и сооружения.
Летний сад, Стрелка Васильевского острова и футбольная арена на Крестовском острове были и вовсе возведены на искусственных землях, которые появились при использовании насыпного грунта. Активно пользуются технологиями создания искусственных прибрежных территорий в Европе и странах Востока. Например, в Сингапуре намывные территории составляют около 15% от всей площади страны, в Гонконге 300 га намывной территории между островами Сянган и Цзюлюн используется для размещения аэропорта. Среди стран, которым для развития жизненно необходимы новые площади, находятся Нидерланды, Япония, Объединённые Арабские Эмираты и Бахрейн.
Крупнейшим проектом формирования и комплексного освоения искусственных территорий в Петербурге в XXI веке стало продолжение намыва на Васильевском острове. Благодаря ему предполагается создание в акватории Финского залива полноценного микрорайона с жилыми, деловыми и рекреационными зонами площадью свыше 470 га.
Центральным элементом проекта стал новый пассажирский порт в Невской губе, построенный за короткий срок – с 2005-го по 2008 год. Он включает семь причалов общей длиной более двух километров для приёма океанских лайнеров, три круизных и один специализированный круизно-паромный терминал. Позже вокруг него стали расти кварталы жилой застройки, вырисовываться линии улично-дорожной сети, парки и скверы.
В первые годы освоения намыва возникла нехватка социальной инфраструктуры. Сейчас эта проблема активно решается. Например, на территории жилого комплекса «Морская набережная» от ЛСР построят к 2025 году отдельное здание государственной поликлиники, несколько школ и детских садов.
Кроме того, планируется строительство Шкиперской развязки Западного скоростного диаметра. Возвести съезд вместе с инженерными коммуникациями необходимо до конца 2022 года. С его помощью у жителей намыва появится ещё одна транспортная связь с Васильевским островом, а по Западному скоростному диаметру они смогут быстро выехать в Приморский и Курортный районы, на КАД в южной части города.
К намывным территориям приближается и подземная инфраструктура. Лахтинско-Правобережная линия дополнится тремя станциями метро: до 2027 года планируется ввести в эксплуатацию станцию «Горный институт», после 2030 года – «Гавань» и «Морской фасад».
Если же говорить о крупных намывах Санкт-Петербурга, то обязательно нужно упомянуть и перспективный проект по постройке футуристического города «Залив Островов», общая площадь которого составит 200 га.
Создателем проекта выступило ведущее мировое профессиональное объединение архитекторов, градостроителей, проектировщиков ландшафта и дизайнеров интерьера «10 DESIGN». Экогород в акватории Петербурга планирует реализовать компания «Зингер Девелопмент».
Концепция предполагает создание намыва в акватории Невской губы, в пяти километрах от общественно-делового комплекса «Лахта Центр». По плану на острове будет располагаться жилая, деловая и социальная застройки с полной современной инфраструктурой, транспортными узлами и парковыми зонами. Также на территории разделят транспортные и пешеходные зоны, сделают подземные многоуровневые развязки и пространства, где сможет ездить экологичный электротранспорт. Кроме того, на острове будут разбиты вертикальные сады в небоскребах и зимние сады, а для очистки воздуха планируется использовать потенциал микроводорослей.
Профессиональные экологи рассчитали всю застройку и отметили, что возведение проекта совершенно не повредит городу и предотвратит наводнения. Экологическая безопасность проекта была подтверждена АО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б.Е.Веденеева». Новые футуристические кварталы также привлекут туристов, молодых российских стартаперов и бизнесменов.