Петербург
Минное поле для стройиндустрии и «дольщиков»
В ближайшее время в России появится специальный фонд, наполнять который будут строительные компании страны — из него будут выделять на достройку домов для «дольщиков», если их компании вдруг обанкротится. Создать такой фонд поручил президент Владимир Путин, и Минстрой занялся написанием законопроекта.
Однако то, что представило ведомство Михаила Меня ввело некоторых экспертом в ступор. Дело в том, что в представленном тексте законопроекта много положений про защиту дольщиков, однако, если вчитаться между строк, оказывается, что документ совсем не о том.
Издание «Московский монитор» довольно подробно излагает суть нововведений, которые весьма близки к тому, что называется рейдерством. Причем рейдером выступает целое министерство.
Так, если строительная компания захочет привлечь дольщиков — а так обычно и бывает, то согласно предложению Минстроя, к дольщикам строителей не подпустят, пока те не перечислят в фонд 1% от общей стоимости долевых договоров. Причем решение о допуске принимает сам фонд. И при любых проблемах у строительной компании — к примеру, не вовремя завезённые стройматериалы или банк отказал в кредитовании, — то они идут в арбитраж и фонд без колебаний начинает процедуру банкротства, вводя внешнее управление в конкретной стройкомпании — назначается временная администрация, которая достраивает дом и продает квартиры. Дольщики при этом получают либо денежную компенсацию, либо же квартиры. Это опять будет решать фонд. Но если он возьмут деньги, то теряют права на недвижимость.
Выгодно? Конечно.
Предложения не устроили другими ведомства и документ отправили в Минстрой на доработку. Вместо этого были использованы некоторые манипуляции: текст поправок в полном объёме был вставлен в законопроект, который уже два года висит в Госдуме и ни малейшим образом не связан с долевым строительством. В итоге законопроект рассмотрело правительство, и несмотря на то, то по закону поправки не должны менять смысл самого законопроекта, а сам документ должен пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономразвитии. Сайт ОВР — публичен, и всяк желающий может ознакомиться с размещенными там документами. И, что удивительно, текст, отправленный из правительства в Госдуму и текст, размещённый для ОРВ это… разные тексты, проходящие под одним и тем же названием, номером документа.
«Московский монитор» вполне справедливо указывает, что схема не могла родиться в самом Минстрое, а принадлежит кому-то другому, да и время выбрано подходящее — даже если общественные организации начнут протестовать, то их протесты будут рассматриваться месяц, а за это время закон уже и рассмотрят, и примут. И фонд начнет работать 1 января.
Отреагируют ли на это администрация президента и сам Путин? От решения этих инстанций зависит не просто «деловой климат в стране».