Петербург
Президент страховой компании "Арсеналъ" Сергей Лобанов рассказал о новой системе таможенного транзита
На официальном портале издания «Дни.ру» опубликовано интервью с президентом страховой компании «Арсеналъ» Сергеем Лобановым.
Его приглашение в редакцию было продиктовано повышенным интересом со стороны российских граждан к созданию системы обеспечения национального таможенного транзита. Именно «Арсеналъ» занимается разработкой и внедрением этой системы, чье функционирование напрямую связано с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации. Почему? — Об этом и рассказал собеседник издания в своем интервью.
Ежегодно через российскую границу проезжают сотни тысяч фур, которые доставляют миллионы тонн грузов в РФ, Европу и Азию. Раньше их проезд обеспечивала система международных дорожных перевозок (МДП, или TIR), контролируемая из швейцарской Женевы, однако с 2013 года в России создается собственная система обеспечения таможенного транзита. Зачем? — По факту фура с товаром при пересечении границы не уплачивает пошлины — ее истребуют только на складе временного хранения, который может находиться за тысячи километров от пограничного КПП. Там же проводится и таможенная очистка. По дороге к складу с грузовиком может произойти все что угодно, товар может попасть в свободный оборот. И если потеря товара грозит убытками только его владельцу, то неуплата таможенной пошлины — это уже риск и прямые потери бюджета государства. Сергей Лобанов отметил, что подобным образом устроена система транзитных грузоперевозок в большинстве мировых стран.
Как сообщил Сергей Лобанов, создание собственной системы обеспечения национального таможенного транзита позволит России самостоятельно контролировать характер грузоперевозок по своей территории. Также будет достигнута цель по уменьшению временных затрат по доставке груза от границы к границе, а государство получит возможность исключить риски невыплаты таможенной пошлины. Но есть и еще одна важная причина…
Главная проблема с МДП, как считает Сергей Лобанов, заключается в том факте, что ее оператор находится в Женеве. Швейцария, как известно, является членом Евросоюза, который в нынешнее неспокойное время к России относится не слишком дружелюбно. В связи с этим было бы нецелесообразно и в дальнейшем спокойно смотреть на то, что оператор МДП ежедневно получает подробные данные о том, какой груз везет тот или иной российский перевозчик, фиксирует личные данные перевозчиков, маршруты и пункты доставки грузов. А ведь среди них могут быть и грузы военного назначения. Это ставит под угрозу национальную безопасность, поэтому стоит усматривать причину создания собственной системы обеспечения национального таможенного транзита и в этом. Сергей Лобанов добавил, что интерес к новой системе уже проявили Молдавия, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Иран, Азербайджан, Монголия и КНР. Он выразил уверенность, что ее внедрение на межгосударственном уровне обеспечит единое транзитное пространство, увеличит грузооборот и поступления в бюджет ТС. Плюсы очевидны и непосредственно для России, во-первых, транзитное государство получит необходимые гарантии таможенных выплат. Во-вторых, перевозчики сумеют сократить сроки своего перемещения от границы к границе.
По словам Сергея Лобанова, решение ФТС России выбрать в качестве поручителя именно его компанию не является спонтанным. «Арсеналъ» соответствует всем критериям, указанным в соответствующем постановлении Правительства. Помимо наличия банковской гарантии, компания-поручитель гарантировала наличие отлаженной инфраструктуры. В нее входят разветвленная сеть агентов, располагающихся на территориях сопредельных государств, процессинговые центры, обрабатывающие огромные массивы данных, сертифицированные каналы обмена информацией, специальные программы и прочее. Другим поручителям гарантировать выполнение всех этих условий не удалось. На сегодня «Арсеналъ» — крупнейший игрок в нише таможенных поручителей — причем не только в России, но во всем Таможенном союзе. Общий объем предоставляемых компаний в ФТС России банковских гарантий — 11,5 миллиардов рублей. Другие компании-поручители тоже есть, но их гарантии не превышают миллиарда рублей.
Собеседник «Дней.ру» также согласился рассказать о том как функционирует «Арсеналъ» в сфере таможенного поручительства. Работа в этой сфере — это высокорисковый бизнес, и он оборачивается не такой и большой прибылью, как могли бы подумать люди со стороны. Ежедневно российскую границу пересекают несколько сотен машин. В течение трех-пяти суток они следуют к складам временного хранения, на которых происходит уплата таможенных платежей. И именно «Арсеналъ» несет ответственность перед бюджетом страны за каждую из этих машин (в среднем 2-3 миллиона рублей за каждую фуру). «Арсеналъ» в настоящее время собирает с каждого большегруза от 1500 рублей по базовому тарифу. Из этих денег оплачивается вознаграждение агентам, которые работают на компанию на территории сопредельных государств. За услуги банковских учреждений приходится платить от 4-7% от суммы банковской гарантии и в структуре затрат «Арсеналъ» эта величина превышает 50%. Наконец, компании приходится содержать в рабочем состоянии процессинговые центры, обслуживающие оперативную работу. То, что остается после всех этих расходов — и есть прибыль.
Что касается рисков, то таможенный поручитель несет ответственность за каждую фуру, за каждый пересекающий границу контейнер на морском корабле. В случае недоставки груза до складов временного хранения таможня автоматически списывает со счета компании-поручителя необходимую сумму таможенных платежей — это также отличительная особенность национальной гарантийной системы, выступающая гарантией защиты интересов транзитного государства.
Сергей Лобанов в заключение добавил, что СК «Арсеналъ» участвует в решении стратегически важной государственной задачи – формировании национальной, независимой от внешних партнеров системы обеспечения уплаты таможенных платежей в рамках всего Таможенного Союза. Он отметил, что компания способна обеспечивать бесперебойное поступление в казну таможенных платежей, независимо от международной обстановки и вводимых в отношении нашей страны европейско-американских санкций.