Петербург
Глава ЦОК Филоненко раскрыла детали махинаций «Колпинского картеля» на рынке питания Петербурга
Председатель Центра общественного контроля (ЦОК) Анна Филоненко рассказала о проблемах на рынке социального питания в Петербурге. По ее словам, в сфере госзакупок ранее наблюдалась завышенная стоимость продукции в лотах, что может говорить о наличии коррупционной составляющей.
Филоненко в сюжете петербургского телеканала «78» сообщила о наличии картельных сделок на рынке соцпитания города. В частности, она напомнила о признанном Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) сговоре в Колпинском районе в декабре 2019 года. По ее словам, наблюдалось явное завышение цен на продукцию, а также ценовой разброс в зависимости от районов.
«В 2019 году было возбуждено уголовное дело в Колпино по картельному сговору. Стоимость продукции в лотах завышена в 20-30 раз. Причем батон хлеба мог стоить в одном районе в одном лоте условно 10 рублей, в другом – 200. Эта разница кому шла? Безусловно, это признак коррупционной составляющей», — пояснила глава ЦОК.
Напомним, в 2019 году сотрудники УФАС выяснили, что восемь организаций при содействии колпинской администрации и участии юридического бюро разделили в 2016-2018 гг. рынок оказания услуг на организацию детского питания. Нарушения закона о защите конкуренции были установлены со стороны: АО «Артис-Детское питание», ООО «База Мария», ООО «Лимак-Нева», ООО «СПб Спец Строй», ООО «Евроспецсервис», ООО «Специализированная торговая компания», ООО «НУР», ООО «Невская дистрибьюторская компания», ООО «Юридическое бюро «Авангард» и администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.
Сфера социального питания является самой картелизированной в экономике Санкт-Петербурга, как признавало УФАС. При этом недобросовестные поставщики используют различные схемы для достижения цели. Антимонопольщики выделили несколько таких: сговор с целью исключить конкуренцию, сговор ради заключения контракта и завышение стоимости продукции. Очевидно, что указанная Филоненко информация о завышении цен продукции может иметь коррупционную составляющую. «Колпинский картель», в который вошла также администрация района, лишь подтверждает слова главы Центра общественного контроля.
Проблема фиксирования завышенных цен на продукцию состоит в отсутствии должной прозрачности формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) заказчиком – администрациями районов. При наличии лотов на поставку продукции стоимость отдельно взятого продукта установить можно, но в случае организации питания, в которую входит помимо поставок продукции еще и оказание услуг кухни, стоимость продукции в документации к лоту, не указывается. Уполномоченные органы должны уделить повышенное внимание описанной Филоненко проблеме и исключить возможности для завышения цен на продукцию в 20-30 раз.