Петербург
Кенес Ракишев: электротранспорт развивается гигантскими шагами и может помочь в восстановлении экономики после пандемии
Пандемия коронавируса серьёзно отразилась на жизни большинства жителей планеты: страны ввели режим самоизоляции, путешествия практически прекратились, а сами люди стали более осторожными. Разумеется, всё это сказалось и на многих отраслях экономики. И транспорт стал едва ли не одной из самых ущемлённых. Бизнесмен Кенес Ракишев, активно инвестирующий в высокие технологии, рассказал о своём видении будущего — о перспективах развития рынка электромобилей.
Многие автомобильные концерны уже давно осваивают тему электромобилей, а европейские регуляторы призывают к сокращению выбросов CO2. И действительно, те, что используют для движения электричество, выделяют на 18% меньше углекислого газа, чем их бензиновые собратья. Когда, а не если, использование электромобилей приобретёт массовый характер, это существенно и положительно скажется на климате на планете.
Почему электромобили? Потому что это выгодно. А с другой стороны, пандемия и изменение общественного уклада привели к тому, что люди стали более осторожными, меньше доверяют общественному транспорту. Впрочем, ограничительные меры привели к тому, что автомобильная промышленность ощутила спад, но электромобили уже занимают 8% объёма продаж. Это двое больше, чем в прошлом году.
Кенес Ракишев уверен, что через несколько лет этот объём вырастит колоссально. Тем более, что переход на электротранспорт способствуют государственные программы поддержки, стимулы и политики, которые делают электрокары более привлекательными. Москва, к примеру, уже давно в лидерах среди мегаполисов по использованию такого транспорта. Да и вообще, спрос на экологически чистые товары среди граждан — это уже устоявшийся тренд.
Бизнесмен напомнил о решении Франции по оздоровлению автомобильного сектора, выделив на это рекордные 8 миллиардов евро. Германия потратит ещё больше — 130 миллиардов евро. Эти деньги пойдут на стимулирование экономики, и одним из приоритетов будет именно субсидии для покупателей электромобилей. Кроме того, страна стремится отказаться от ядерной энергетики, переходя на чистые и возобновляемые источники. В целом, Новый зелёный пакт Евросоюза оценивается в 1 триллион евро, 80-90 миллиардов из которых пойдут на стимулирование использования электротранспорта и строительство зарядной инфраструктуры.
Кенес Ракишев видит в этом большие возможности. Внедрение чистых видов транспорта будет усиливаться и в частном секторе. Инвестор признаёт, что в цепочке поставок электромобилей по-прежнему есть проблемы, но их можно решить с помощью эффективных инвестиций и инноваций.
Разумеется, есть и другие озабоченности: важнейшие цветные металлы, используемые в производстве электроавтомобилей — кобальт, литий, медь и никель — добывают преимущественно в тех странах, где права человека не являются приоритетом. Для примера: 60% добываемого на планете кобальта — родом из Конго. Как он добывается… Правозащитники бьют тревогу, но ничего в этой стране существенно не меняется.
Месторождения кобальта и никеля имеются и в родном для Ракишева Казахстане. Его компания FincraftResources начала активно использовать возможности по соблюдению принципов устойчивого развития на кобальтовых и никелевых месторождениях на востоке республики, пишет “Комсомольская правда”.
Бизнесмен уверен, что инвестиции в подобные проекты имеют огромный смысл — спрос будет только расти. Но необходимо обеспечить справедливые и устойчивые принципы сотрудничества государства и частного сектора на международном уровне.
Как и в начале большого пути, у электроавтомобилей есть свои недостатки — они дороже бензиновых. Впрочем, говорит Ракишев, этот недостаток скоро перестанет существовать: автогиганты планируют выпускать больше моделей электрокаров, чтобы удовлетворить потребности разных потребителей. Например, компания MullenTechnologies анонсировала новую линейку больших семейных электронных внедорожников, а Volvo готовится представить пять новых моделей до конца следующего года.
Ещё одним недостатком электроавтомобилей является долгий процесс зарядки. Как правило, это не менее 4 часов. Однако израильский стартап StoreDot намерен изменить ситуацию: компания разрабатывает аккумулятор из нетоксичных органических соединений, который будет заряжаться за пять минут. При этом, производство таких аккумуляторов может начаться уже в следующем году.
Кенес Ракишев не сомневается, что, действуя эффективно и слаженно, государства и частный сектор смогут создать среду, способствующую популяризации электромобилей, и этот сектор сыграет в важную роль в переходе к декарбонизированной чистой экономике.