Петербург
Немецкий профессор права: санкции Евросоюза против России зиждутся на предположениях и домыслах
Министр иностранных дел России Сергей Лавров довольно резко высказался о политике европейских государств, чьи лидеры не хотят разговаривать с Москвой на равных, а потому от такого диалога можно и воздержаться. Это стало ответом на позицию, высказанную верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и политике безопасности Жозепа Борреля, сообщившего о достижении консенсуса по введению очередных санкций в отношении России.
Несмотря на то, что главы правительств согласились на санкции, но круг лиц и предприятий ещё не определён. Причина этого кроется в том, что желания европейских парламентариев наложить санкции упирается в европейское и немецкое законодательство. О том, что именно происходит в европейской политике «Московскому монитору» рассказал немецкий адвокат, профессор права Эльмар Гимулла.
Причиной санкций немецкое правительство называет якобы имевшее место отравление «Новичком» российского политика Алексея Навального. Он выжил и сейчас проходит процесс реабилитации. Его выздоровление движется семимильными шагами и никого в Европе не интересует тот факт, что «Новичок» — сильнейшее отравляющее вещество, после применения которого не выжил бы не только Навальный, но и все, кто находился с ним рядом — в самолете, в больнице в Омске и в берлинской «Шарите».
Эльмар Гимулла указывает на то обстоятельство, что даже после введения санкций в отношении неких лиц из России, те с лёгкостью смогут их оспорить в суде. И Европейский суд вполне может счесть санкции противозаконными, поскольку весь базис, на которых они зиждутся, представляет собой не более чем предположения и домыслы. Даже допустив, что отравление имело место, то однозначно доказать, что лица, попавшие под санкции, и были теми самыми отравителями, будет невозможно.
«Северный Поток-2» — это не правительство России. Это компания, принадлежащая «Газпрому», а, в свою очередь, правительство России имеет большинство в его наблюдательном совете. Однако этого недостаточно, чтобы считать санкции направленными против российского правительства», — поясняет Гимулла.
Договор о функционировании Европейского союза предполагает, что санкции являются исключительной компетенцией ЕС, но у Берлина есть шанс ввести национальные санкции в качестве обеспечительной меры — по статье 347 Договора о функционировании Европейского союза. Однако эти санкции, разумеется, должны быть законными.
По словам адвоката, лица и компании, оказавшиеся в санкционном списке, вполне могут добиться по немецкому праву компенсаций, если трубопровод так и не будет введён в строй. Это предполагает § 49 немецкого Закона об Административном производстве Федеративной Республики Германия, если правительство Германии отзывает разрешения на окончание строительства «Северного Потока-2».
Профессор права, привыкший оперировать сугубо юридическими терминами и исходить из того, что написано в законах, говорит, что бездоказательные обвинения кого-либо в каких-либо преступлениях представляют собой обычную клевету, а это уже правонарушение § 186 Уголовного кодекса Германии (StGB).
На вопрос журналиста о том, будь он, Эльмар Гимулла, представителем попавших под санкции лиц, мог бы он защитить их от произвола европейских чиновников, собеседник ответил кратко, но ёмко: «Да, я мог бы сделать это. У меня есть определенный опыт в спорах, основанных на инвестиционных договорах и аналогичных законах».
«В настоящее время я представляю российского перевозчика Metrojet перед правительством Египта в Трибунале Постоянной палаты третейского суда в Гааге, Нидерланды. Основание к началу к вышеуказанной судебного разбирательства является теракт против воздушного судна над Синайским полуостровом в 2015 году», — поясняет немецкий адвокат.
По словам Гимуллы, он разделяет опасения тех, кто уверен, что говорить с Россией языком силы бессмысленно. Необходим всеобъемлющий диалог. Ведь именно в диалоге рождается истина, а проще говоря — только тогда можно соблюсти интересы стран и не поддаваться на провокации, подобные делу «берлинского пациента».