Connect with us

Петербург

Посчитали, удивились. Результаты консолидированного бюджета 2018 года

У российских бюджетов лучшие результаты за последние годы – профицит консолидированного бюджета в 2018 году составил более 3 трлн руб. Это гораздо выше прогнозов Минэкономразвития. Рассмотрим, за счет чего наблюдался рост доходов и что произошло с расходами на социальную сферу.

imageВВП и доходы населения. Валовый внутренний продукт России (ВВП) в 2018 году, по предварительной оценке, вырос на 2,3% по сравнению с годом ранее. Основной вклад в прирост валовой добавленной стоимости внесли добывающая промышленность, строительство, финансовая и страховая деятельность, а также сектор государственного управления. Рост совокупного спроса поддерживался ростом цен на нефть: экспорт товаров по итогам 2018 года почти на треть превысил аналогичный показатель за 2017 год. Прирост инвестиций в основной капитал в 2018 года по сравнению с прошлым годом составил 4,1%. При этом реальные располагаемые доходы населения выросли лишь на 0,3%. Учитывая, что с 2014 года эти доходы ежегодно снижались, слабый рост в прошлом году практически не повлиял на их уровень. К началу 2019 года реальные располагаемые доходы населения составили лишь 90% от уровня 2013 года.

В свою очередь доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам 2018 года показали рост на 17,1% (с поправкой на потребительскую инфляцию). Всего в бюджеты бюджетной системы РФ поступило 36 916,9 млрд. руб., что оценивается в 35,6% к ВВП.

Изменения. Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 года изменилась – вновь за счет нефтегазовых поступлений. Увеличились доли налоговых доходов и неналоговых и прочих доходов в ущерб страховым взносам на обязательное социальное страхование. Удельный вес последних сократился с 21,3% до 19,5%, хотя номинально поступления выросли до 7 195,0 млрд. руб.

С поправкой на инфляцию прирост страховых взносов на обязательное социальное страхование составил 7,2% в сравнении с предыдущим годом. Тем не менее, это значительный рост, особенно, в сравнении со скромными макроэкономическими показателями. Причина заключается в росте номинальной заработной платы, который по итогам 2018 года оценивается в 109,9%. Вновь наблюдается разрыв между стагнацией реальных располагаемых доходов населения и ростом реальной заработной платы (на 6,8%), превышающем темпы экономического роста.

Налоги. В структуре налоговых доходов также произошло ожидаемое перераспределение удельных весов. Благоприятная конъюнктура на рынке нефти обусловила опережающий рост поступлений от налогов на пользование природными ресурсами (на 44,2%) и налога на прибыль организаций (на 21,1%). В результате удельный вес налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме доходов расширенного бюджета РФ вырос с 21% до 26%. Практически весь этот прирост был обеспечен поступлениями от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, т.е. основной выигрыш получил федеральный бюджет.

Вместе с тем отмечается и рост тех налогов, которые составляют основу бюджетов субъектов РФ. Помимо налога на прибыль речь идет о налоге на доходы физических лиц, поступления от которого выросли на 9,2%, налогах на имущество (+8,6%) и налогах на совокупный доход (+13,2%).

Стагнация социальных расходов. В 2018 года возобновился рост расходов бюджетов бюджетной системы РФ после периода экономии в условиях рецессии, снижения цен на нефть и экономических санкций. Увеличение расходов было связано с выполнением «майских указов» 2012 года в преддверии президентских выборов 2018 года и проведением чемпионата мира по футболу. Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в ушедшем году составили 33 880,7 млрд. руб. и выросли на 2,9% в сопоставимых ценах 2017 года (по индексу потребительских цен).

В 2018 году (в отличие от предыдущих лет) расходы на социальную политику практически не росли. Их удельный вес снизился с 36,3% в 2017 г. до 35,4% в 2018 году.

Значительно выросли расходы на образование, доля которых составила более 10%. Если в 2017 году эти расходы составляли в 3 264,2 млрд руб., то по итогам прошлого года они возросли до 3 668,6 млрд. руб. или на 9,2% от уровня 2017 г. в сопоставимых ценах. Доля расходов на здравоохранение также выросла с 8,8 до 9,8%, благодаря увеличению финансирования по данному направлению на 14,2% в реальном выражении. Финансирование национальной обороны и национальной экономики снижалось, а расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность почти не изменились. Таким образом, в 2018 года была продемонстрирована смена приоритетов бюджетной политики, заявленная Президентом и утвержденная Законом «О федеральном бюджете на 2018 год…» на очередной трехлетний период.

Незапланированный рост доходов в 2018 году обеспечил профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в размере более трех трлн руб. или почти 3% ВВП. Почти 90% профицита традиционно приходится на долю федерального бюджета.

Научно-исследовательское объединение РЭУ имени Г. В. Плеханова специально для Вестника СЗФО (Калининград).

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Ленобласть

Резкое падение продаж алкоголя фиксируется в Петербурге и Ленобласти

В первом квартале 2025 года на рынке алкогольной продукции Санкт-Петербурга и Ленинградской области зафиксировано существенное снижение продаж. Наибольшее падение наблюдается...

Ленобласть

Прокуратура помогла инвалиду получить новую квартиру после пожара

Гатчинская городская прокуратура Ленинградской области провела проверку по обращению жителя поселка Кобринское, который вместе с сыном-инвалидом лишился жилья в результате...

Криминал

Задержание начальника отдела полиции в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге задержан начальник 37-го отдела полиции УМВД России по Василеостровскому району по подозрению в получении взяток в особо крупном...

Архангельск

Грузооборот арктических портов в 2025 году упал на 7,8%

За январь-апрель 2025 года грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 28,7 млн тонн, что на 7,8% ниже показателя аналогичного периода...

Рейтинг@Mail.ru