Общество
Почему потребители не спешат в суд за восстановлением нарушенных их прав
В Санкт-Петербурге потребители, чьи права нарушены, не спешат обращаться в суд, а решают проблемы иным способом.
Об этом собкору Вестника СЗФО сообщил заведующий кафедрой гражданского и трудового права СЗИУ РАНХиГС доктор юридических наук Николай Разуваев.
Комментарий эксперт приурочил к Всемирному дню защиты прав потребителей. Так, за последние десять лет количество исков, направленных на защиту прав потребителей в России, увеличилось на 50%. При этом в городе на Неве в 2019 году суды рассмотрели 13 тысяч таких дел – 2,5% от общего количества гражданских исков. Профессор считает, что в 2020-2021 году ничего не изменилось несмотря на то, что из-за пандемии коронавируса актуальной статистики за этот период пока нет. По мнению специалиста, такая тенденция обусловлена процедурными трудностями, с которыми приходится сталкиваться при подаче заявлений, а также при рассмотрении соответствующих исков в судах.
«Результатом становится необходимость участия в деле квалифицированного юриста, обращаться к услугам которого у граждан подчас нет финансовой возможности, а иногда и желания», – заметил Николай Разуваев.
Сейчас все более распространенными становятся сделки в интернете. Цифровизация торгового оборота, развитие электронных средств связи, а также новые положения гражданского законодательства упрощают процедуру совершения онлайн-покупок, что, безусловно, соответствует интересам потребителей, делая отношения между ними и продавцами, а также производителями товаров более гибкими и эффективными.
«В наши дни, чтобы приобрести необходимый товар, уже не обязательно искать, где он продается, достаточно оформить заказ, оплатив его по безналичному расчету. Зачастую и сами товары доставляют по адресу, указанному покупателем, что также заметно упрощает жизнь», – заметил эксперт.
Вместе с тем распространенность таких сделок порождает новые виды мошенничества, связанные, например, с безналичными расчетами через «электронные кошельки». В частности, потенциальному покупателю настойчиво предлагают приобрести товар по явно заниженной цене, причем чаще всего одним из условий покупки является требование полной или частичной предоплаты.
«Стоит ли говорить, что приобретенный таким образом товар может оказаться непригодным к использованию либо вовсе не будет доставлен покупателю», – добавил Николай Разуваев.
Зачастую организации, наделенные полномочиями защищать права потребителей (прежде всего, Роспотребнадзор), оказываются в таких случаях не способными найти недобросовестных интернет-продавцов и заставить их заменить товар либо вернуть деньги. Именно это обстоятельство заставляет обманутых покупателей пытаться самостоятельно защитить свои права, что лишь усугубляет ситуацию.
Обращение в суд является наиболее универсальным способом. Он возможен независимо от того, обращался ли гражданин за защитой своих прав в иные уполномоченные органы или нет, и независимо от того, какое решение они приняли.
В любом случае необходимо помнить, что защита нарушенных прав потребителей – в интересах самих же потребителей, и от их настойчивости, а также от степени правовой грамотности во многом зависит и ее результат, резюмировал юрист.