Connect with us

Общество

Знания для бизнеса: как в России увеличить число предпринимателей

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет порядка 21%, в то время как в развитых странах — 50-60%. Почему Россия, где рыночная экономика строится не одно десятилетия, так отстает? Как изменить ситуацию? И что для этого можно поменять в системе высшего образования?

imageПроблема отставания. Широко известно, что предпринимательство в России не так сильно распространено, как в развитых странах. Согласно исследованию Сбербанка за 2019 год, лишь 2,9% россиян являются предпринимателями, число хозяйствующих субъектов на тысячу человек в России на 2019 год составляло лишь 27,6, в то время как медианное значение по всему миру — 32,2. По материалам Росстата за 2017 год, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет лишь 21%, в то время как в развитых странах — 50-60%, например 51% — в Великобритании, 53% — в Германии, 60% — в Израиле, согласно данным Института экономики роста.

Нужно ли догонять? Предпринимательство играет важную экономическую и социальную роль в обществе — оно создает рабочие места, является основным драйвером инновационных изменений, повышает конкуренцию, стимулирует ускоренный экономический рост, качество и разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Даже в случае, если работник идет по классическому карьерному пути в большой корпорации, предпринимательство дает полезный опыт во многих смежных областях: учит эффективной коммуникации с начальством и клиентами, настраивает видеть бизнес компании целиком и предлагать инновационные идеи его улучшения. Еще учит формулировать стратегические цели, разбивать их на подцели в виде четкой программы действий со сроками и сферами ответственности ключевых участников, эффективно взаимодействовать с коллегами по работе, брать ответственность, соответствовать ожиданиям и т.д.

Ввиду осознания важности предпринимательства, правительство предлагает бесплатные дополнительные образовательные курсы, такие как стартап-школа МБМ и Sprint Up, однако данные программы предоставляют лишь пятидневные интенсивы, дающие общую базу, но не позволяющие глубоко разобраться в предметной области. Поэтому привлечение российских ВУЗов для развития предпринимательских навыков представляется более перспективным.

Что могут изменить ВУЗы. Для развития предпринимательства в образовательных учебных заведениях предлагаются следующие шаги.

Повышать осведомленность о рынке. Предлагается развивать у студентов осведомленность о текущей ситуации на рынке, его ключевых потребностях, ключевых игроках и их конкурентных преимуществах. Дать широкую картину его развития с учетом глобальных тенденций и трендов, а также учить самостоятельно анализировать рынок, минимальными усилиями проводить маркетинговые исследования с целью повышения актуальности и востребованности предлагаемых научных исследований и решений (product/market fit).

Организовывать встречи с практиками. Для предоставления студентам «большой картины» предлагается организовывать регулярные встречи с действующими представителями различных технологических отраслей с возможностью задавать вопросы, обсуждать проблемы и выстраивать социальные контакты. Поскольку многие эффективные стартапы предлагают междисциплинарные решения, полезно расширить спецкурсы по выбору, включив возможность выбора междисциплинарных курсов других направлений. Для поощрения творчества, критического подхода и расширения кругозора полезно проводить регулярные междисциплинарные форумы, круглые столы, дискуссии и «мозговые штурмы», чтобы совместно вырабатывать решения актуальных проблем современности.

Учить использовать навыки. Рекомендуется давать студентам широкую картину тех глобальных задач, для решения которых требуются преподаваемые навыки, а также выполняемые студентом исследования и разработки в рамках лабораторных, курсовых и дипломных работ. Для соответствия задач реальным потребностям рынка рекомендуется наладить взаимодействие и обмен опытом между ВУЗом и профильными ассоциациями, предприятиями и компаниями. Также на защиту студенческих работ можно приглашать практикующих экспертов из соответствующей предметной области. Дополнительно можно поощрять защиту собственного стартапа в качестве дипломной работы, что уже осуществляется во многих ВУЗах.

Показать студентам возможности. Не секрет, что студенты выбирают ВУЗ, желая в дальнейшем построить успешную карьеру. Соответственно важно еще на первом курсе ознакомить студентов с возможными путями развития своей карьеры после окончания ВУЗа: показать, какие курсы для какого карьерного пути наиболее полезны на примере успешных и неуспешных кейсов, а также провести встречу с практиками из бизнеса, выбравшими тот или иной путь.

Предложить модульность обучения. В соответствии с выбранным путём развития карьеры, а также с индивидуальными склонностями и предпочтениями, студент должен иметь широкий пул курсов по выбору, включая курсы как технических, так и гуманитарных направлений. Поскольку освоение новых навыков не заканчивается получением диплома, целесообразно предоставлять возможность дополнительного образования уже для выпускников по необходимым навыкам.

Учить учиться. В связи с широкой доступностью образовательных курсов и материалов в интернете, студенты получают широкие возможности получения недостающих знаний уже после окончания ВУЗа. Поэтому предлагается уменьшить долю изучения технических деталей, которые все равно быстро меняются с появлением новых методов, готовых продуктов и динамичных требований рынка.

Освободившееся время целесообразно заполнить построением широкой картины знаний, какие существуют подходы, где они применяются и как они связаны друг с другом, а также предоставлением качественной фундаментальной базы в области математики, программирования и других областей, чтобы при необходимости студент мог самостоятельно изучить и понять детали нужного подхода.

С учетом широкой распространенности неправдивой, искаженной либо неполной информации необходимо предоставлять списки авторитетных источников и профессиональных сообществ по каждому направлению. Также необходимо учить критическому анализу источников информации (media literacy) на предмет достоверности источников, качества проведенного исследования и полноты приводимых результатов с учетом всех возможных побочных эффектов.

Обучать эффективной коммуникации. Для успешной самореализации необходимы не только обширные знания, но и способность эффективно взаимодействовать с партнерами, учитывать требования заказчиков, убеждать клиентов в качестве своего продукта, измерять эффективность работы команды и на нее влиять. Поэтому предлагается включить в образовательную программу ВУЗов обучение «мягким навыкам» личной эффективности и эффективной коммуникации (soft skills), которые не потеряют актуальности даже после устаревания технических знаний. Для развития предпринимательства рекомендуется включить изучение бизнес-планов, расчет их финансовой эффективности, построение командной работы и управление проектами.

Подключать студентов к большим проектам. Студенты выполняют локальные небольшие задачи, вместе с этим на практике чаще приходится решать масштабные проекты с длительными сроками реализации. Представляется важным включить в образовательную программу технологии реализации больших проектов с разбиением задачи на подзадачи с контролем сроков и качества выполнения каждой из них.

Развивать университетские стартапы. Для этого рекомендуется поддерживать сообщество выпускников ВУЗа, а также университетские бизнес-инкубаторы, где студенты могли бы бесплатно получить экономическую, отраслевую и бизнес-консультацию по возникающим проблемам в реализации собственных проектов, найти партнеров и спонсоров, получить финансирование и информационную поддержку.

Еще желательно уменьшить расхождение содержания образования с практикой. В учебных заведениях, особенно технического профиля, зачастую даются лишь теоретические знания, но не формируются поведенческие компетенции, необходимые для предпринимательской деятельности и эффективного доведения своих решений до коммерческого продукта.

Целесообразно запускать гибкие практико-ориентированные образовательные форматы с ранней профориентацией. Это поможет подготовить кадры для цифровой экономики и опережающего технологического развития России и создаст потенциал для успешной конкуренции российских технологических компаний на глобальном рынке.

Виктор Китов, старший научный сотрудник РЭУ имени Г. В. Плеханова, доцент факультета ВМК МГУ имени Ломоносова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Ленобласть

Филиал ПАО «Россети» провел диагностику энергообъектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Филиал ПАО «Россети» — МЭС Северо-Запада провел тепловизионное обследование 900 км магистральных линий электропередачи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Диагностика...

Петербург

Беглов: во Фрунзенском районе Петербурга построят ледовый стадион-трансформер

Утверждён проект планировки и межевания территорий во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга для строительства ледового стадиона для конькобежного спорта и хоккея. Рядом...

Петербург

Трамвайный парк №1 в Санкт-Петербурге переместят на юг Фрунзенского района

Трамвайный парк №1 в Санкт-Петербурге будет перемещен на юг Фрунзенского района — об этом сообщил губернатор Александр Беглов, отметив, что...

Петербург

Предприниматели Санкт-Петербурга "прокачали" навыки продаж

Предприниматели Санкт-Петербурга прошли бизнес-игру «Кураж продаж: корпорат» для «прокачки» навыков продаж. Игра использует искусственный интеллект и является инновационным инструментом обучения....

Рейтинг@Mail.ru