Петербург
Градозащитница Бакан объяснила заинтересованность Смольного в сносе исторических зданий
В Петербурге в 2022 году стали чаще сносить исторические здания в престижных районах. Дома по документам «внезапно» становятся «моложе» лет на 100, либо их признают аварийными, после чего принимается решение об их срочном сносе. Смольный отдает территорию застройщикам.
Градозащитники связывают этот беспредел со сменой руководства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), которое действует в интересах Смольного и застройщиков. Между домами, определенными под снос, и жадностью девелоперов сейчас фактически никто не стоит. Власти Петербурга принимают решения о судьбе старинных построек, исходя из интересов застройщиковв, а закон об охране культурного наследия используют только если им это выгодно.
«Тенденция очень плачевная. Даже трактовка законов идет к введению максимального количества поправок, чтобы все можно было оспорить и уничтожить. Очевидно, что это [определяемое под снос] архитектурная если не доминанта, то значимые здания. И все равно их вычеркивают. Очень плачевно. Жители выходят, обращения пишут, трубят во все инстанции. И все равно Петербург теряет ежеквартально какой-то исторический объект», — считает активистка и градозащитница Марианна Бакан.
Петербургские чиновники, как правило, тесно связаны с застройщиками. С одними они в родстве, с другими дружат. Благодаря этому девелоперы получают от Смольного прекрасные участки под строительство — с развитой инфраструктурой и транспортной доступностью, хорошим грунтом и др.
«Застройщикам выгодно брать место, где есть хорошие коммуникации, где можно сделать больше высотность и площадь, другой функционал, не отягощая себя сохранением исторического здания. И это не останавливается. Дай хоть одну точку, хоть десять, все равно хочется двадцать пять или двести двадцать пять — аппетит растет», — заметила Бакан.
Активисты переживают за здание ВНИИБ на 2-м Муринском проспекте, которое планируют снести ради строительства многоэтажки. Под застройку может быть захвачена и территория Пулковской обсерватории. Нередко люди узнают о планах снести здание, когда к нему уже пригнали технику и окружили забором.
В Петербурге в авральном режиме сносили дом Шагина на набережной Фонтанки, 145 Б. После того, как делом заинтересовался СК РФ, снос дома был остановлен, а по этому факту возбудили уголовное дело. Активность градозащитников помогла привлечь внимание к деятельности КГИОП. Это дает надежду, что в Петербурге останутся исторические здания. Однако тенденция все равно тревожная — город теряет свою уникальную ансамблевую застройку.