Connect with us

Общество

Бизнес на ЗОЖ: как развивается рынок здорового питания в России

Рынок здорового питания растет в мире со скоростью 10–12% в год и может достигнуть к 2025 году 230 млрд долл. В России он ежегодно прибавляет около 30%, что дает участникам хорошие шансы на финансовый успех. Но что в итоге получают потребители? И каковы перспективы развития этого рынка в нашей стране?

imageМодное направление. Безопасность, экологичность и натуральность — три причины, по которым потребители выбирают органические продукты. В России их можно отнести к среднеценовому сегменту, что связано с типовым портретом покупателя, готовым платить за полезное питание: это замужние женщины с детьми в возрасте 25–35 лет.

Повышение спроса на здоровое и экологичное особенно заметно в городах-миллионниках. Для создания и стимулирования такого спроса торговые компании регулярно проводят промодегустации органических продуктов, располагают их на первой линии к кассам.

Предлагаются и различные инновации, например, одна из сетевых компаний интегрировала ЗОЖ-признаки в электронную базу поставок товаров. Теперь каждый поставщик сети может самостоятельно выбрать категорию, к которой относится его продукция, и внести в карточку товара соответствующий признак: «веган», «органик», «без глютена», «чистый состав», «низкокалорийный продукт», «богат протеином», «без добавления сахара», «фермерский продукт», «прочий ЗОЖ». Затем товары размещаются в магазинах на специально выделенных полках для облегчения их поиска потребителями.

Таким образом, усилия российского ритейла сейчас направлены в большей степени на продвижение философии здорового питания, что уже дает результаты в бизнесе: первые игроки на отечественном рынке появились в конце 2000-х годов и за 10 лет работы сформировали свой пласт постоянных потребителей. Число покупателей продолжает расти.

Что мешает? Существуют нечестные производители, проникающие в данный перспективный сегмент. Согласно проведенному Международной сетью по защите прав потребителей (ICPEN) исследованию выяснилось, что примерно 40% заявлений об экологичности являются гринвошингом (особая форма экомаркетинга, когда покупателей намеренно вводят в заблуждение относительно экологичности продукта). К гринвошингу, например, относятся бездоказательные или абстрактные утверждения, намеренное сокрытие информации, чтобы выглядеть экологичнее. А согласно опросам Nielsen, 41% потребителей во всем мире доверяет обозначениям «эко», «био», «натуральный» на упаковке.

Судя по данным исследований, рынок продуктов здорового питания становится все более популярным у производителей, что приводит к недобросовестной конкуренции между ними.

Если говорить о влиянии пандемии, то товары категории ЗОЖ росли до нее (согласно опросам, проведенным Nielsen) и продолжили расти во время коронакризиса (например, в 2020 году 18% покупателей стали чаще приобретать фреш-категории). Это связано с заботой потребителей о своем здоровье и здоровье своих близких, что стало более актуальным при появлении коронавируса. Однако сегодня на российском рынке нет однозначной трактовки понятия «Товары для здорового питания», также не сформировано четкое дерево покупательских решений в этой группе товаров.

Чем мы отличаемся от Запада? В Европе ритейлеры и покупатели более четко понимают, что такое продукты здорового питания.

В России пока нет единого мнения, что должна включать в себя категория таких товаров. Большинство потребителей относят к здоровому питанию регулярное потребление свежих овощей и фруктов, рыбы, круп. Некоторые люди считают здоровыми продукты с коротким сроком годности, без консервантов, с меньшим содержанием сахара и т.д.

В связи с бо́льшим разнообразием вариантов здорового питания по сравнению с европейскими аналогами в российском ритейле нет и единого подхода к продвижению продуктов.

Что будет дальше? Тема ЗОЖ в последние годы стала намного актуальнее, особенно в течение 2020 года, прошедшего под знаком пандемии. Топ категорий, которые растут быстрее рынка продуктов питания: готовые завтраки, молоко, творог, печенье, в состав которых входят в том числе и продукты здорового питания. 58% покупателей в России говорят, что следуют правилам ЗОЖ при покупке товаров повседневного спроса, но реальных зожников не так много, большинство — это интересующиеся.

В перспективе ритейлерам нужно будет сосредоточиться на развитии так называемых микросегментов: легкие блюда, ассортимент для пожилых людей, “органик to go” и другие.

Также в будущем речь пойдет о создании экосистемы вокруг категории ЗОЖ: услуги, приложения, советы специалистов, видеоконсультации и т.д.

Таким образом, рынок продуктов здорового питания в России будет развиваться за счет появления новых производителей и расширения ассортимента действующими производителями, а также будет подкрепляться усиливающимся спросом на продукты ЗОЖ.

Светлана Казанцева, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).

Кликнуть для комментирования

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Вологда

Мёд да не тот

В Вологодской области в Череповецком районе Россельхознадзором выявлены нарушения при обороте продукции пчеловодства. Индивидуальный предприниматель осуществил оборот 6,1 центнера меда...

Власть

В Петербурге провели заседание комиссии по ЖКХ Совета законодателей

В Санкт-Петербурге 25 апреля состоялось заседание комиссии Совета законодателей при Федеральном собрании РФ по жилищно-коммунальному хозяйству. Провел заседание председатель Законодательного...

Ленобласть

Школьница попала в реанимацию из-за таблетки, предложенной подружкой

В Ленинградской области шестиклассница попала в реанимацию из-за таблетки, предложенной ей одноклассницей. Госпитализация произошла 25 апреля, вечером. Девочка рассказала врачам,...

Криминал

В Петербурге полицейский застрелил мужчину, ранившего его коллегу

В Санкт-Петербурге полицейский застрелил вооруженного мужчину, который ранил его коллегу. Сегодня, 26 апреля 2024 года, в квартиру на Английском проспекте,...

Рейтинг@Mail.ru